Секвестр бюджета. Почему Рада провалила голосование?

Во время внеочередного заседания 30 марта Верховная Рада Украины не смогла принять закон "О внесении изменений в закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2020 год". За принятие правительственного законопроекта №3279 за основу проголосовали 223 народных депутата. В результате законопроект был отправлен на доработку, за сокращение срока подготовки документа к повторному первому чтению проголосовали 240 нардепов.

В тоже время, в связи с распространением коронавируса, многими странами мира, были введены ограничения трудовой деятельности. Что негативно повлияло на глобальную экономическую активность и вызвало уменьшение объемов торговли, потребительской активности населения, сокращение производства и инвестиций. Существенно ухудшилась конъюнктура на мировых финансовых и товарных рынках, кроме негативного влияния карантинных мероприятий связано с резким снижением цен на нефть, которое оказывает влияние и на другие сырьевые рынки.

Поэтому за две недели пандемии необходимость корректировки бюджета в Украине стала насущной. Более того грядущий секвестр бюджета вряд ли последний.

В обновленном проекте изменений в госбюджет на 2020 год Кабинет министров негативно изменил макроэкономический прогноз, ухудшив прогноз инфляции с 5,5% до 8,7%, среднегодового курса гривны - с 27 гривен за доллар до 29,5 гривны за доллар и прогноз ВВП по росту на 3,7% до падения на 3,9% - итого минус 7,6%.

Законопроект предусматривает создание в составе госбюджета Стабилизационного фонда для борьбы с распространением коронавирусной болезни COVID-19. Из него будут выделять финансирование на противоэпидемические меры, в том числе госзакупках товаров, работ и услуг; доплаты медикам и другим работникам, задействованным в борьбе с эпидемией; пособие пенсионерам; финансовую помощь компаниям-резидентам и другое. Для наполнения фонда предлагаются разные источники поступлений, в частности секвестр бюджета. С целью создания Фонда были пересмотрены расходы по ряду других бюджетных программ, их актуальности, первоочередности, приоритетности. "Фонд борьбы с COVID-19 на этом этапе составляет 97 млрд грн. Однако мы находимся в режиме непрерывной коммуникации с нашими международными партнерами и финансовыми организациями, за счет поддержки которых планируем увеличить фонд. Отмечу, что распоряжаться средствами фонда Кабмин будет совместно с Комитетом Верховной Рады по вопросам бюджета", – пояснил премьер- министр Шмыгаль.

Создание Стабилизационного фонда вызвало больше всего дискуссий в публичной плоскости. Основная функция фонда – аккумулировать средства на мероприятия по противодействию коронавирус. Основная его проблема, связанная с вопросом, кто и как будет им руководить. Предполагается, что решение о выделении средств из фонда будет принимать Кабмин по согласованию с парламентским комитетом по вопросам бюджета. Создание огромных целевых фондов в структуре бюджета – это всегда коррупционные риски.

Новая редакция изменений сметы, которую не захотела поддерживать Рада, по своей сути совпадает с предыдущей версией уже экс-министра финансов Уманского. Не так сильно срезали расходы на Минкульт, зато уменьшили стабилизационный фонд (который должен помочь пройти Украине коронавирусный кризис) примерно на 30 миллиардов грн. По результатам доработки "пакета Уманского" идея с фондом никуда не исчезла. С той лишь разницей, что в первой редакций фонд борьбы с коронавирусом планировался в размере 124,2 млрд грн. В новой редакции его объем сократился до 97,1 млрд грн.

Предполагается, что средства Фонда, при необходимости, будут направлены на:

  • дополнительные доплаты к заработной плате медикам, приобретение медицинского оборудования и материалов. Речь о закупке экспресс-тестов, аппаратов для дыхания, масок и др.

  • повышение пенсий и выплату различных социальных пособий.

  • льготное кредитование и программы поддержки.

  • пополнение резервного фонда государственного бюджета.

Если возникнет необходимость увеличить объем Фонда Минфина разрешается дополнительно заимствовать средства.

Кабинет министров также предлагал до конца года наполовину урезать зарплаты некоторым сотрудникам бюджетных учреждений (тем, кто получает более 10 минимальных зарплат).

Как изменится бюджетное законодательство в 2020 году.

1. Субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на социально-экономическое развитие может использоваться на мероприятия по противодействию пандемии.

2. Нормы о соблюдении предельного объема дефицита, государственного долга и направлений предоставления государственных гарантий в 2020 году не будут действовать.

3. Отменяется норма о том, что стратегия управления государственным долгом на среднесрочный период должна формироваться на показателях бюджета-2020.

4. Для главных распорядителей бюджетных средств ослабляются требования к бюджетной отчетности и обеспечение публичного доступа к бюджетной информации.

5. Отменяется норма об ограничении резервного фонда 1% объема расходов общего фонда соответствующего бюджета.

6. Приостанавливается действие норм о финансировании государственного фонда регионального развития.

7. Не применяется ряд норм относительно подготовки бюджетной декларации. По факту среднесрочное планирование на год приостанавливается.

8. Изменяются основания для внесения изменений в госбюджет. Не применяются нормы Бюджетного кодекса о необходимости вносить изменения в бюджет из-за несоответствия макроопрогноза реалиям и невыполнение общего фонда по итогам квартала более чем на 15% росписи в 2020 году.

9. Дополнительная дотация на компенсацию потерь доходов местных бюджетов вследствие предоставленных государством налоговых льгот, в связи с осуществлением мер противодействия коронавирус, не предоставляется.

10. В течение двух недель после принятия закона правительство должно снизить размер зарплат и вознаграждений руководителям, членам исполнительных органов власти и надзорных советов госпредприятий.

Секвестр (урезание расходов) должен был коснуться большинства сфер. Расходы уменьшаются почти по всем бюджетным программам. Существенными исключениями станут Министерство финансов, оно получит дополнительные 103 млрд грн (97 млрд грн на Стабфонд, 3 млрд грн - в резервный фонд и 3,3 млрд грн - на обслуживание госдолга) и Министерство соцполитики (на 19,7 млрд грн увеличивается субвенция Пенсионному фонду). Еще около 920 млн грн выделяется на новую программу Минздрава по развитию системы экстренной медицинской помощи.

Доходы Государственного бюджета Украины на 2020 год предлагалось уменьшить на 122,9 млрд грн, в том числе:

по общему фонду на 121,77 млрд грн, в частности,

уменьшить показатели с

- налога и сбора на доходы физических лиц на 18,5 млрд грн через существенное замедление роста заработных плат;

- налога на прибыль предприятий на 20,7 млрд грн в результате ухудшения финансовых результатов деятельности предприятий, которое наблюдается в текущем году по результатам декларирования налога;

- рентной платы на 22,8 млрд грн в основном за сохранения низкой цены на природный газ, невыполнение АО Укргаздобыча объема внутренней добычи газа согласно Концепции развития газодобывающей отрасли Украины и снижение цены на нефть;

- акцизного налога на 12,4 млрд грн в основном по акцизному налога с табачных изделий вследствие учета меньших объемов производства;

- налога на добавленную стоимость на 67,1 млрд грн из-за сокращения потребительской и деловой активности населения и субъектов хозяйствования, существенное уменьшение объемов импорта товаров;

- ввозной пошлины на 3,6 млрд грн, что сформировано за счет уменьшения объемов импорта товаров,

увеличить показатели по

- части чистой прибыли и дивидендов на 26,7 млрд грн из-за изменения норматива отчислений в государственный бюджет

по специальному фонду уменьшить доходы на 1,17 млрд грн в основном по дорожному фонду в связи с приведением закона о бюджете на 2020 год в соответствие с нормами пункта 432 раздела VI Бюджетного кодекса Украины относительно зачисления 13,44% акцизного налога с горючего в бюджеты местного самоуправления и ослаблением курса гривны.

А так же с целью создания Фонда для борьбы с распространением COVID-19 были пересмотрены расходы по ряду бюджетных программ.

Предусматривается сокращение расходов и предоставление кредитов, в частности на:

- выплату льгот и жилищных субсидий гражданам – 8,2 млрд грн;

- государственного фонда регионального развития – 7,5 млрд грн;

- поддержку и развитие объединенных территориальных общин – 2,1 млрд грн;

- выплату некоторых видов пособий, компенсаций, денежного обеспечения и оплату услуг отдельным категориям населения (перенесен срок введения повышенных размеров некоторых социальных выплат с 1 января на 1 июля 2020 года) – 1,9 млрд грн;

- функционирование Фонда энергоэффективности – 1,6 млрд грн;

- субвенцию из государственного бюджета местным бюджетам на проведение выборов депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов – 1,2 млрд грн;

- статистические наблюдения – 1,2 млрд грн;

- капитальные расходы центральных органов исполнительной власти – более 1 млрд грн;

- проектирование и строительство аэродрома Международного аэропорта «Днепропетровск» - 0,9 млрд грн;

- расходы на командировки органов государственной власти – около 0,7 млрд грн;

По данным сравнительной таблицы закона о корректировки бюджета, можно просмотреть каким ведомствам сократили, а каким прибавили финансирование.

ув

 

Кому сокращают, а кому увеличивают расходы.

Стоит отметить, что в тот же день 30 марта наряду с изменением в бюджет, парламентом рассматривалось и постановление об освобождении министра финансов Игоря Уманского с занимаемой должности. Его увольнение для широкой общественности выглядело неожиданным. Он не проработал в Кабмине и месяца и был там, пожалуй, самым опытным чиновником. Ни Уманскому, ни уволенному одновременно с ним главе Минздрава Илье Емцу не дали выступить на заседании Верховной Рады, проголосовавшей за их отставку.

Существует как минимум три основные конфликтные линии, которые могли быть причиной для такого решения. Основная причина увольнения Уманского – конфликт с премьер-министром Денисом Шмигалем. Вмешательство его и парламента в проект секвестра бюджета (из-за чего вместо денег на борьбу с эпидемией сохранили деньги на музей Майдана). Шмыгаль хотел иметь более управляемого и" ручного " министра финансов.

Вторая причина, нежелание правительства менять главу таможни и налоговой, несмотря на их явный провал еще до начала эпидемии. Бывший министр финансов Игорь Уманский инициировал отставки главы Государственной налоговой службы Сергея Верланова и главы Гостаможенной службы Максима Нефьодова.

Еще до назначения министром финансов Уманский критиковал Нефьодова и Верланова за невыполнение плана поступлений в бюджет, из-за чего он не выполняется по доходам. В феврале доходы государственного бюджета были выполнены на 95,3% от росписи. Главные причины — укрепление курса гривни и падение цен на импортные газ и нефть.

2 апреля экс-министр финансов Игорь Уманский, которого уволили спустя три недели работы, обвинил прямым текстом премьер-министра Дениса Шмыгаля и главу налоговой службы Сергея Верланова в "крышевании" масштабных схем разворовывания НДС на миллиарды.

Приводим цитаты из интервью "LB":

"Я прихожу к нему (Шмыгалю), показываю: "Смотрите, мы тут сейчас плюшками балуемся, а вот – информация по каждому месяцу, и это только "скрутки" с НДС. Это в среднем 5 миллиардов в месяц недополучает бюджет". Как только я пришел в Минфин, мне быстро со всех сторон сливать информацию начали – с расшифровками, по компаниям, по суммам. Где стартуют, через кого прогоняют, где выводят. И 5 миллиардов – это только по НДС! Клименко с Януковичем смотрят и говорят: "Блин, а что, так можно было?".

Премьер действительно был недоволен, но решение все же принимали в Офисе Президента.

И третья причина заключалась в том, что бюджетный пакет не понравился депутатам. Представители всех фракций и групп Верховной Рады раскритиковали предложения Кабмина и заявили, что "в таком виде как есть, он принят не будет".

Заместитель глава фракции "Голос" Ярослав Железняк сказал, что представители всех депутатских фракций и групп Верховной Рады не поддержали предложенные Кабинетом министров изменения в Бюджетный кодекс, государственный бюджет и создание стабилизационного фонда.

Финансирование Минкульта хотят урезать меньше, чем планировалось. В частности, сохранят статьи по государственной поддержке кинематографии и национальных театров.

Свое недовольство в отношении изменений в бюджет высказала и заместитель председателя фракции "Слуги народа" Евгения Кравчук. По её словам сейчас основные проблемы заключаются в финансировании Украинского культурного фонда и Общественного ТВ.

Финансирования Института нацпамяти хотят сократить вдвое. Речь шла о сокращении финансирования Украинского института национально памяти на 67,2 млн гривен: вместо 129,9 млн на него планировалось выделить 62,6 млн гривен.

Между тем половина средств на госфинансирование партий осталась.

Изменениями в Бюджетный кодекс и частично законопроектом о стабилизационный фонд Уманский менял подход к управлению публичными финансами. Он закреплял за Минфином дополнительные полномочия по управлению публичными финансами в кризисный период, приостанавливал в год ряд положений Бюджетного Кодекса. Документ фактически менял баланс сил в Кабмине в пользу Минфина. В конце концов во время доработки рабочая группа убрала часть изменений в Бюджетный кодекс.

Также не исключено, что Уманский зацепил больную тему власти (коррупцию на таможне) и больную тему «порохоботов» и националистов (распределение бюджета Минкульта), финансирование министерства культуры было урезано более чем на 7 млрд грн. Поэтому он стал неугоден сразу многим.

 На вопрос, можно ли было обойтись без секвестра бюджета?

Экс-министр финансов Игорь Уманский отвечает: «Нет. Многие возмущались: как можно остановить подготовку к Олимпийским играм? Подождите, какие Олимпийские игры? Их все равно не будет! А мы с бюджета еще на это деньги станем тратить? Ребята-спортсмены готовились, все понимаю, но в этом году, извините, без Олимпиады.

Фильмы собираетесь снимать? Какие фильмы? Как вы их намерены снимать в условиях карантина?

У меня подход очень простой: я режу все «хотелки», весь этот ДФРР, дороги, строительство аэропортов, стадионов. Какие аэропорты, если у нас авиасообщение по большому счету остановлено? И да - пришлось значительно (в три раза) увеличить дефицит бюджета. Но основные эти параметры бюджета в целом были согласованы, в том числе, с МВФ.

После коронавируса, опять же, можем возобновить соответствующие бюджетные программы, если они будут целесообразны.»

Многие депутаты, да и не только, были возмущены предлагаемым урезанием, еще до обсуждения на бюджетном комитете. Проект секвестра не обсудили даже на Кабмине.

По словам экс-министра, когда Минфин подготовил драфт бюджетных изменений, он переслал его президенту и премьеру. «Говорю, а теперь давайте пройдемся, что критично, что – нет. После – выносим на Кабмин и с каждым министром обсуждаем и будем принимать решение что так, что не так. Но премьер берет и рассылает этот черновик депутатам! При этом членам правительства почему-то не разослал. Вынужденно, я подписываю эти бумаги и засылаю их на Кабмин. Но правительство не заседает, собирается два раза согласительный совет ВР, собирается бюджетный комитет – все, кроме Кабмина, обсуждают бюджет. И никто из министров не спросил, а что, собственно, происходит? Почему без решения Кабмина премьер согласовывает с депутатами какие-то цифры?» - говорит Уманский.

В свою очередь Денис Шмыгаль в эфире ICTV сообщил, что на внеочередном заседании нардепы не поддержали изменения в бюджет, поскольку не все пришли на заседание профильного комитета и не имели возможности ознакомиться с ними.

Премьер объяснил, что над поправками правительство работало в круглосуточном режиме с парламентским комитетом и назвал новый бюджет-2020 «бюджетом чрезвычайной ситуации».

«Мы приняли бюджет на доработку, чтобы услышать предложения и поправки. Уверен, он будет проголосован через 7−8 дней. Мы работаем не только с МВФ, но и со Всемирным банком, ЕС, ЕБРР и другими международными финансовыми учреждениями, которые могут поддержать Украину финансово», — убеждает Шмыгаль, подчеркивая важность получения средств финансовых учреждений.

Смена министра может затормозить внесённые изменения в бюджет. Сергею Марченко понадобится определенное время на изучение представленного пакета и восстановление коммуникации с депутатами. "На данном этапе будем работать с комитетом. Не согласованный мной вариант не будет выносится в зал",– сказал новый министр финансов Сергей Марченко.

Экономика Украины, кроме воздействия внешних факторов, испытывает также негативное влияние введения карантинных мероприятий, которые приводят к снижению деловой активности и ухудшению потребительских настроений. Поэтому ситуация в стране требует скорейшего принятия данных изменений в бюджет, поскольку медицина и другие противовирусные меры срочно нуждаются в поддержке. И не исключено, что правительству придется несколько раз пересматривать параметры бюджета в зависимости от развития ситуации.

Но смогут ли депутаты прийти к согласию и проголосовать за изменения в бюджет?

«Заседание планируют на начало следующей недели, но это будет зависеть от того, как будет работать профильный комитет по антиколомойському закона. Пока там почти нет на второе чтение поправок, но они могут их подать все в пятницу, чтобы аппарат не успел свести это все в таблицу. Если комитет таки завалят правками, тогда, возможно, по бюджету проведем отдельное заседание», - предполагает депутат из «Слуги народа».

Последнее время можно констатировать, что Зеленский теряет контроль над фракцией и проводить нужные законы ему становится все сложнее. Теперь это не его послушное монобольшинство, а группы депутатов, ориентирующиеся на Коломойского, Ахметова и Сороса/Пинчука, каждая из которых преследует свои интересы.

“Проблема дисциплины, послушания во фракции комплексная. Тут накладываются и личные конфликты, и интересы разных групп влияния и самих депутатов. Есть, например, проблема секвестра бюджета, который бьет по надеждам членов фракции и людей, стоящих за ними, получить свой кусок бюджетного “пирога”. Слишком много будет обделенных, всех не “выпорешь” и не выгонишь из фракции. Простого решения здесь нет, но хватит ли у Банковой времени и желания его искать?” - задается вопросом политолог Руслан Бортник.

Ситуативный союз Зеленского с Пинчуком/Соросом («Голос»), с Порошенко и с Ахметовым нанес ему имиджевые потери и был негативно воспринят его электоратом. А также резко ослабил его внутриполитические позиции, — в связи с перетеканием контроля над парламентским большинством из рук президентского офиса в руки олигархата. Этот же компромисс поставил Зеленского в полную зависимость от МВФ.

Без кредитной программы МВФ и реструктуризаций госдолга Украине будет крайне сложно поддерживать общую платежеспособность. То есть, финансировать потребности госбюджета. Он хронически не выполнялся в 2019 году, а в 2020-ом ситуация резко ухудшилась из-за карантина и закрытия множества предприятий.

«Кроме МВФ на сегодня доступные источники наполнения бюджета имеют инфляционный характер: девальвировать курс гривны или вливать в систему необеспеченную гривну в виде эмиссии, значительная часть которой попадет на валютный рынок. Это путь в никуда",— уверен директор департамента риск-менеджмента ПАО «КБ «Аккордбанк» Николай Войткив.

Еще от Фонда ожидают ограничений по гривневой эмиссии и инфляционным показателям.

«МВФ, в рамках выдачи траншей, вероятней всего установит ограничение на рост денежной массы, в независимости от способа ее увеличения, понимая, что излишки будут давить и на курс, и на инфляцию», — полагает Николай Войткив.

«Пока складывается впечатление, что машиностроение и металлургический сектор страны пострадают более остальных от возможной глобальной рецессии», — убежден глава аналитического департамента инвестиционной компании Eavex Capital Дмитрий Чурин.

Также Николай Войткив говорит, что повышение налоговых ставок невозможно. Приватизация сейчас ничего не даст, кроме вероятных скандалов. Повысить уровень администрирования налогов в текущих условиях возможно, но только теоретически. Потому оптимальным и единственно правильным в нынешней ситуации считается вариант с форсированием переговоров с МВФ и подписанием кредитного соглашения.

И, как оказалось, без секвестра и Стабфонда деньги МВФ также не даст.

Принять правильный вариант бюджета (надо полагать, что внесённый в Раду проект изменений в бюджет будет согласован с МВФ и это станет фактором давления на депутатов, чтоб те проголосовали за него).

Если Фонд не даст денег или даст их недостаточно, то все усилия Зеленского по проталкиванию непопулярных законов окажутся бессмысленными. И «антиколомойский» и земельный законы, были приняты ради получения финансирования МВФ. Поэтому есть все основания предположить, что секвестр бюджета так же будет принят.

Вопрос заключается лишь в том, в чью пользу будет достигнут компромисс по распределению бюджетных средств. Какое-либо сокращение финансирования всегда будет иметь определенную группу недовольных людей в обществе, а тем более в парламенте. Потому, что сокращение расходов вообще — это не популярное мероприятие.

Поэтому интересы ситуативного большинства для принятия секвестра бюджета, тоже во многом теперь придется учитывать. Сокращение в два раза бюджетной «кормушки» Минкульта, вызвало возмущение представителей прозападного направления. Экс-министр финансов Уманский порезал бюджет, оставив только критичные статьи, сделав из него реальный бюджет «выживания».

Не исключено, что в новой редакции изменений бюджета это сокращение может несколько уменьшиться в пользу Минкульта.

Ранее Глава Офиса президента Андрей Ермак писал, что возможное сокращение расходов на культуру возмутило президента.

Новый министр Сергей Марченко считается близким к неформальной прозападной группе так называемых МВФ/"соросят". Из чего можно понять, что власть не может игнорировать интересы представителей этих групп влияния. Ещё совсем недавно Коломойский с Ахметовым вместе сбивали правительство Гончарука, контролировавшееся Пинчуком/Соросом. Но уже сегодня Ахметов с Пинчуком/Соросом успешно выступают против Коломойского. И совершенно невозможно спрогнозировать, кто из них завтра возьмет верх, подстраивая под себя государственную систему.

В сложных социально-экономических условиях, на фоне возрастания пандемии коронавируса, в Украине следует исходить из того, что главной задачей социального правового государства должно быть обеспечение надлежащим образом каждому гражданину безопасности жизни. А также минимальных потребностей для его жизнедеятельности. Но в отношении Украины можно констатировать, что даже в очень сложное для страны время, приоритетом для принятия важных решений до сих пор являются не интересы и безопасность граждан, а интересы различных воюющих между собой групп влияния и олигархов. Что только усугубляет и без того сложную ситуацию в стране.

 

Красовская Оксана для УИАМП