Сколько нужно времени для реализации мирных соглашений: изменения в Конституцию Украины и референдум

27 марта 2022 года в интервью российским СМИ Президент В.Зеленский заявил, что он согласен на нейтральный статус Украины при условии гарантий безопасности. В.Зеленский: «Гарантии безопасности и нейтралитет, безъядерный статус нашего государства. Мы готовы на него идти. Это самый главный пункт. Это был первый принципиальный пункт для Российской Федерации, насколько я помню. И насколько мне помнится, они из-за этого начали войну. Это сейчас они стали в ультиматумы добавлять пункты…» По словам Президента, Украина готова на формулу урегулирования: «гарантии безопасности-нейтралитет-безъядерный статус». Эта формула может быть реализована поэтапно (в порядке очерёдности):

1. Подписание договора президентами РФ и Украины;

2. Вывод войск РФ и «ЛДНР» на рубежи по состоянию на 24 февраля 2022 года;

3. Подписания договора о гарантиях безопасности для Украины и странами-гарантами (ранее назывались США, Британия, Турция, Германии, Франция, Польша и другие);

4. Ратификация договоров в парламенте Украины и парламентах других стран;

5. Проведение в Украине референдума и, по его результатам, внесение изменений в Конституцию Украины.

То есть В. Зеленский предлагает вывести российские войска ещё до того, как нейтральный статус будет утверждён в Конституции поскольку, согласно Закону о всеукраинском референдуме ( ст. 20 п.1), референдум не может проводиться в период военного времени. То есть референдум невозможен, когда есть присутствие российских войск в стране. Никто не засчитает его результаты. Кроме того, в период военного времени изменения в Конституцию вносить запрещено, согласно Констуции Украины (ст.157).

Если представить, что компромисс по мирным соглашениям достигнут, и их реализация требует внесения изменений в Конституцию относительно внеблоковости и НАТО. Предварительно необходимо принять соответствующий закон в парламенте. При этом согласно процедуре, которая описана в ст. 147 Регламента ВР, соответствующий законопроект необходимо направить на рассмотрение Конституционного Суда. Также, согласно ст. 159 Конституции Украины Законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины рассматривается Верховной Радой Украины при наличии заключения Конституционного Суда Украины о соответствии законопроекта требованиям статей 157 и 158 настоящей Конституции. В свою очередь, КСУ имеет 30 дней на рассмотрение обращения. После чего, законопроект включается в повестку дня пленарного заседания Верховной Рады не ранее чем через семь дней после предоставления народным депутатам соответствующего заключения (ст. 147 п.11Регламента ВР). Законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины или относительно изменений территории Украины, предварительно одобренный большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины, считается принятым, если на следующей очередной сессии Верховной Рады Украины за него проголосовало не менее как две трети от конституционного состава Верховной Рады Украины (300 народных депутата) (ст. 155 Конституции). С учётом того, что сессия уже идёт и будет идти до середины июля, а следующая должна начаться в сентябре, раньше сентября закон принять невозможно.

После этого соответствующий закон направляется на подпись Президенту, который подписывает его в течении 15 дней, согласно Закону о всеукраинском референдуме (ст. 26 п.2 ). И определяет дату проведения всеукраинского референдума - последнее воскресенье 60-го дня со дня опубликования соответствующего указа, и сформулированного вопроса, который выносится на референдум, согласно Закону о всеукраинском референдуме (ст. 26 п.3 ). С учётом подсчёта голосов и официального объявления результатов голосования – ещё 20 дней, согласно Закону о всеукраинском референдуме (ст. 118 и ст.119 ). Принятое решение на референдуме вступает в силу через 10 дней со дня его официального обнародования, согласно Закону о всеукраинском референдуме (ст.120).

Таким образом, гипотетически, если соответствующий закон будет принят в середине сентября принятое решение на референдуме вступит в силу не ранее второй половины декабря 2022 года.

Таким образом чтобы внести изменения в Конституцию и провести референдум до конца года, необходимо запустить процесс уже в этой сессии. В принципе, для того чтобы успеть к концу года, парламенту необходимо принять первые решения до начала сентября – конституционно установленного срока начала следующей сессии (внеочередные сессии тоже кардинально на график не повлияют).

Также стоит учитывать:

  • На референдум не могут выноситься вопросы, противоречащие Конституции Украины, также запрещено поднимать вопросы, направленные на нарушение территориальной целостности и ликвидацию независимости Украины.

  • Контроль за соответствием Конституции Украины осуществляет Конституционный Суд Украины. КСУ имеет 30 дней на рассмотрение обращения, в ходе которого процедура референдума приостанавливается (ст. 21п.4 Закона про всеукраинский референдум). Если по выводам Конституционного Суда вопрос, выносимый на референдум, неконституционный, то процедура референдума считается завершенной.

  • Ограничением для процедуры референдума является введение военного или чрезвычайного положения в Украине или отдельных ее местностях. Процесс реализации всеукраинского референдума начинается сначала, через 30 дней с момента прекращения или отмены военного или чрезвычайного положения.

Именно поэтому Президент требует, чтобы российские войска вначале покинули территорию Украины.

Исходя из вышеизложенных положений и сложившейся в стране ситуации, процесс реализации мирных соглашений в целом представляется достаточно сложным.

 

Руслан Бортник, Оксана Красовская