Аналитический обзор недели №113 от 25.04.2021г.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ВАЖНЕЙШИХ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИХ, ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ НЕДЕЛИ

19.04.- 25.04.2021

СОДЕРЖАНИЕ:

 РЕЗЮМЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА.

1. Обстановка на Донбассе и вокруг него.

2. Ситуация с коронавирусом в стране.

3. Депутат Евгений Шевченко посетил Беларусь и встретился с Лукашенко. Во фракции его осудили.

4. Суд разрешил обыски у А. Тупицкого по месту жительства и работы.

5. Сотрудники СБУ провели обыски в бизнес-центре И. Коломойского.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА.

1. Инициированный США климатический саммит.

2. Послание Владимира Путина Федеральному собранию и сопутствующие события.

3. Продолжение американо-российской конфронтации.

ЭКОНОМИКА.

1. Отсутствие покупателей ПриватБанка как следствие политики власти.

2. "Антиахметовский" законопроект по увеличению ренты на добычу железной руды.

3. S&P снизило кредитный рейтинг Укрзализныци.

4. Нафтогаз фиксирует почти 12 миллиардов убытков за 2020 год. Убытки ДПЗКУ. 

РЕЗЮМЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ.

Подводя итоги уходящей недели, следует отметить, что:

Во-первых, не смотря на начавшийся отвод российских войск от границы с Украиной, говорить о нормализации обстановки в зоне вооружённого конфликта на Донбассе пока не приходится. Вялотекущая позиционная война на линии соприкосновения, с обстрелами, разрушениями, и жертвами, продолжается. Это происходит потому, что основная причина начавшегося в январе 2021 г. обострения конфликта состоит в непримиримости сторон относительно политических условий его урегулирования, и как следствие – тупике переговорного процесса в «минском» и «нормандском» форматах. На этой неделе были предприняты очередные попытки обсудить в них предложенный Германией и Францией «кластерный» план, но они не увенчались успехом. По нашим прогнозам, в ближайшее время (от одного до нескольких месяцев) каких бы то ни было существенных подвижек в вопросе мирного урегулирования на Донбассе не предвидится, а нынешняя ситуация на линии соприкосновения будет сохраняться с рисками существенного обострения.

Во-вторых, разрешение на обыски у отстранённого от исполнения обязанностей главы Конституционного суда Александра Тупицкого является продолжением тенденции, в рамках которой Офис президента стремится получить контроль над КСУ. Тупицкий, ещё в прошлом году показавший себя «слишком независимым и непокорным», теперь пожинает плоды такой позиции. Вероятнее всего, в обозримой перспективе, давление на него продолжится. Конституционный Суд Украины фактически парализован (рассматривает, но не принимает решения), что ещё больше деформировало систему управления в сторону жесткой президентской республики.

В-третьих, одной из важнейших тенденций современных международных отношений остаётся намерение глобалистской части элит навязать остальному миру «климатическую» повестку с целью удержать развитие промышленности за пределами «стран золотого миллиарда». В рамках попыток достижения этой цели, американской стороной на этой неделе был организован международный климатический саммит. Впрочем, Россия и Китай в ходе него продемонстрировали, что намерены трактовать «климатическую» повестку исключительно в духе своих национальных интересов (например, для РФ актуально увеличение добычи газа и производства из него «экологического» водорода). Таким образом, распространить «западное» понимание экологической повестки на весь мир, совершенно очевидно, не получается.

В-четвёртых, продолжается усугубление американо-российского противостояния. Первый замглавы Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев открыто сравнивает нынешнюю ситуацию с прошлой Холодной войной, тем самым давая понять, что Москва не намерена принимать условия американских ультиматумов и готова к длительной конфронтации непрямыми средствами, включающей в себя информационную войну, экономическую войну, санкционную войну, прокси-войны в разных уголках земного шара, а также – идеологическое и ценностное противостояние. Таким образом, американо-российская конфронтация – это долгосрочный тренд на ближайшие годы.

В-пятых, в украинской экономике основной тенденцией остаются попытки власти изыскать средства на покрытие бюджетного дефицита и возврат внешнего долга любыми доступными методами. В рамках них, Кабмин вынашивает планы приватизации «ПриватБанка», однако, учитывая проблемность данного актива, крайне сомнительно, что в ближайшее время удастся найти на него покупателя. Кроме того, готовящиеся к принятию изменения в Налоговый кодекс имеют своей целью повысить налоги для компаний, добывающих железную руду. Это может ударить по предприятиям Рината Ахметова. Впрочем, данная законодательная инициатива прописана таким образом, что в ней изначально могут содержаться лазейки для обходы уплаты повышенного сбора. В итоге, её принятие может стать лишь очередным поводом для пиара, не принеся реального экономического эффекта.

 

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА.

Кратко:

Не смотря на отвод российских войск от границ с Украиной, на фоне тупика в переговорном процессе, на линии соприкосновения продолжается вялотекущая позиционная война с периодическими жертвами. Предпосылок к скорому возврату ситуации в режим стойкого перемирия (прекращения огня) в настоящий момент не наблюдается.

В рамках борьбы за контроль над судебной системой и отдельными её элементами, продолжается противостояние Офиса президента и отстранённого руководства Конституционного суда. Давление на отстранённого главу КСУ А. Тупицкого осуществляется при помощи уголовных дел и обысков.

С целью лишить национальный крупный капитал (в лице отдельных олигархов) ключевых активов и влияния на украинскую политику, западные партнёры оказывают давление на украинскую власть, стимулируя её усилия по «деолигархизации». На деле же, политико-финансовые группы внутри страны используют данный процесс для передела активов и сфер влияния, что мы и видим на примере начавшихся у И. Коломойского проблем с правоохранительными органами.

1. Обстановка на Донбассе и вокруг него.
19 апреля в режиме видеоконференции состоялись переговоры советников глав государств "нормандской четвёрки"1. Стороны обсудили кластеры по выполнению Минских соглашений и договорились продолжать работу над их согласованием. В сущности, можно говорить о том, что переговоры советников ни к какому конкретному решению не привели.

20 апреля президент Украины Владимир Зеленский в своём видеообращении, пытаясь акцентировать внимание на том, что одной из сторон конфликта является Россия, высказал готовность встретиться с российским президентом Владимиром Путиным "в любой точке украинского Донбасса"2. В ответ В. Путин заявил, что если речь касается обсуждения проблем Донбасса, то в первую очередь руководство Украины должно встречаться с руководителями "республик" "ЛНР" и "ДНР". А если речь идёт о развитии двухсторонних отношений, то российское руководство готово принять президента Украины в Москве в любое удобное для него время3. Замглавы администрации президента России Дмитрий Козак предложил провести переговоры о перемирии на Донбассе прямо в зоне конфликта4.

В вышеизложенном мы видим пример «политического дзюдо», показанный российской стороной. Предложение украинского президента Владимира Зеленского о встрече в зоне конфликта делалось в расчёте на то, что в Кремле его проигнорируют и Киев сможет обвинить в РФ в недоговороспособности, а её лидеров – в нежелании посещать зону боевых действий. Однако, России удалось использовать данное предложение против самого В. Зеленского. После заявления Д. Козака с предложением поговорить в зоне конфликта при участии представителей Германии, Франции, Украины, РФ, и «ДНР и ЛНР», Киев встал перед выбором: согласиться на эти переговоры и тем самым дезавуировать собственный тезис о «невозможности вести переговоры с террористами», или отказаться и выставить себя в качестве недоговороспособной стороны в глазах Берлина и Парижа. В итоге был выбран второй вариант.

На этой неделе глава Минобороны России Сергей Шойгу объявил, что с 23 апреля начался отвод войск от границ с Украиной5. В США заявление РФ восприняли критически и отметили, что продолжат следить за ситуацией на границах Украины. Тем более, что Шойгу приказал войскам быть готовыми к немедленному реагированию в случае «неблагоприятного развития событий» в районах учений НАТО6. С начала апреля США и европейские страны выражали обеспокоенность по поводу перемещения российских войск у границы с Украиной.

Несмотря на то, что внутри страны украинская власть старается преподнести отвод российских войск как свою победу, стоит отметить, что риски эскалации конфликта остаются прежними. При том, что угрозы полномасштабной войны Украины с Россией не было. Имел место факт политического давления, в результате которого российская сторона получила свои баллы в виде звонка Джо Байдена, активизации российско-европейского диалога и подтверждения достройки СП-2, достижения договорённости о проведения американо-российского саммита, а также некоторых гарантий того, что Украина не будет проводить военную операцию в отношении «ЛДНР». В то же время уровень напряжённости на линии разграничения не снизился, а деэскалация не достигнута. Поскольку отвод российских войск не сопровождался какими-либо определенными договорённостями, а сам кризис мирного урегулирования продолжается.

1 https://www.pravda.com.ua/rus/news/2021/04/19/7290819/

2 https://www.interfax.ru/world/762327

3 https://www.pravda.com.ua/rus/news/2021/04/22/7291200/

4 https://ura.news/news/1052482170

5 https://www.bbc.com/russian/news-56847428

6 https://www.usnews.com/news/world/articles/2021-04-22/us-watching-russia-ukraine-border-closely-after-russian-withdrawal-announcement-state-department

2. Ситуация с коронавирусом в стране.

Ситуация с противодействием пандемии коронавируса в стране остаётся сложной. В среднем по Украине, наполненность больниц пациентами с COVID-19 составляет 57%1. По распространению коронавируса Украина заняла 3 место в Европе и 10 место в мире.2 На этой неделе, количество заболевших за сутки в стране могло превышать 16 тыс. чел, а количество смертей превышало 400 чел. В этой связи, Кабинет министров продлил режим чрезвычайной ситуации в Украине до 30 июня. В Киеве до конца апреля продлён локдаун. Также рассматривается вероятность карантинных ограничений на Пасху и майские праздники. Адаптивные карантинные ограничения продолжают действовать на всей территории Украины с 24 февраля и сами по себе демонстрируют низкую эффективность. Украина остаётся в числе первых в мире по заболеваемости и смертности от коронавируса.

Вакцинация в Украине началась в конце февраля произведенным в Индии препаратом Covishield, разработанным компанией AstraZeneca. 25 марта в Украину отправили первую партию вакцин "CoronaVac" производства китайской компании Sinovac Biotech, которая показывала 83,5% эффективности. 3 апреля Украина получила 367 тысяч доз COVID-вакцины AstraZeneca-SKBio производства Южной Кореи в рамках глобальной инициативы COVAX. К концу мая будет ещё одна поставка вакцины AstraZeneca (1,4 млн доз), а к концу июня - 950 тыс. доз вакцины Pfizer3. В Минздраве заявляют о согласованных поставках 32 млн доз различных препаратов в течение года и планируют привить около 70% населения. Стоит отметить отсутствие необходимого количества доз для 27 млн человек и в целом низких темпов вакцинации — с момента начала кампании прививку сделали лишь 450 тыс. человек, что меньше 1% населения Украины.

Ожидаемо, что продление карантина также негативно отразится на экономике страны. На фоне локдауна, Национальный банк Украины ухудшил оценку спада ВВП в первом квартале 2021 года с 0,1% до 1,5%. Ожидается также более умеренный рост во втором квартале — на уровне 8,7%. Прогноз основан на предположении, что жесткие ограничения перестанут действовать уже в мае4.

 

1 https://www.ukrinform.ru/rubric-society/3230488-koronavirus-v-ukraine-zapolnennost-bolnic-sostavlaet-57.html

2 https://www.pravda.com.ua/rus/news/2021/04/23/7291235/

3 https://interfax.com.ua/news/general/739614.html

4 https://biz.nv.ua/economics/nbu-uhudshil-ocenku-padeniya-vvp-do-1-5-novosti-ukrainy-50156170.html

3. Депутат Евгений Шевченко посетил Беларусь и встретился с Лукашенко. Во фракции его осудили.

На этой неделе депутат от президентской фракции «Слуга Народа» Евгений Шевченко посетил Беларусь, где провёл встречу с президентом республики Александром Лукашенко1. В связи с этим, в «Слуге Народа» заявили, что власть не делегировала Е. Шевченко на проведение каких-либо переговоров. В частности, глава фракции А. Корниенко отметил, что это его личная инициатива и он не представлял на встрече Украину2. С точки зрения соратников по фракции, подобные действия, как минимум, нарушают порядок реализации внешней политики и принцип согласованности действий всех ветвей власти в международных отношениях. Поскольку Украина не признает А. Лукашенко легитимным президентом Беларуси, фракция требовала от Е. Шевченко объяснений. Несмотря на явное недовольство в партии, его вряд ли ожидают серьёзные политические последствия. Поскольку Е. Шевченко депутат-мажоритарщик, лишить мандата его не могут. В случае исключения из фракции, он может начать собственный политический проект.

В декабре прошлого года Е. Шевченко уже посещал Минск. Он ездил на Всебелорусское народное собрание, где выступал А. Лукашенко. В августе прошлого года Е. Шевченко опубликовал у себя Facebook поздравление А. Лукашенко с победой на выборах, после чего получил массу критики от своих коллег по фракции.

Украинское руководство, в унисон западным партнёрам, не признает выборы в Беларуси. Вместе с тем, Беларусь является одним из наиболее важных торговых партнёров, с которым выгодно сохранять дружественные, или, как минимум, нейтральные, отношения. В связи с этим, визит Е. Шевченко в Минск можно считать элементом публичной общественной дипломатии, инициированной той частью украинских элит, которая дорожит экономическими связями с соседней страной. Со своей стороны, Беларусь также демонстрирует готовность перезагрузить отношения между двумя странами.

1https://news.liga.net/politics/news/deputat-partii-zelenskogo-tet-a-tet-vstrechaetsya-s-lukashenko

2 https://news.liga.net/politics/news/ego-lichnaya-initsiativa-v-sluge-naroda-otreagirovali-na-vstrechu-ee-deputata-s-lukashenko

4. Суд разрешил обыски у А. Тупицкого по месту жительства и работы.

22 апреля Печерский районный суд города Киева принял 13 постановлений об обысках в квартире, доме, транспортных средствах, по месту работы и у родственников отстранённого от должности главы Конституционного суда Александра Тупицкого1. Обыски пройдут по делу, где фигурирует Виктор Татьков, который в годы президентства Виктора Януковича был председателем Высшего хозяйственного суда Украины. Следствие инкриминирует А. Тупицкому подкуп свидетеля и дачу заведомо ложных показаний. Ранее А. Тупицкого вызывали в Офис генпрокурора для вручения подозрения. Однако, судья туда не явился. Он так же не посетил заседание Печерского суда. При этом, отстраненный председатель Конституционного суда Украины Александр Тупицкий заявил, что уголовное дело против него сфабриковано. Он также опроверг распространённую накануне в СМИ информацию о том, что 22 апреля суд санкционировал в отношении него ряд обысков, и высказал предположение, что делается это с целью оказания давления для его ухода с должности.

Вышеизложенное свидетельствует о продолжении противостояния Офиса президента и теперь уже почти бывшего руководства КСУ, основной причиной которого является желание В. Зеленского получить контроль над Конституционным судом, чтобы минимизировать риски отмены продвигаемых им законов через подачу исков об их неконституционности.

Ранее, 27 марта президент Владимир Зеленский отменил указы экс-президента Виктора Януковича от 2013 года о назначении Александра Тупицкого и Александра Касминина судьями КСУ. В свою очередь, А. Тупицкий и А. Касминин обжаловали указ Зеленского в Кассационном административном суде Верховного суда. При этом, рассмотрение иска по обжалованию указа президента Владимира Зеленского отложено до 20 мая, а самого А. Тупицкого уже несколько месяцев не пускают на работу в КСУ.

После принятия решения президентом об отмене указа о назначении судей КСУ, в дальнейшем ожидается назначение на эти должности новых лояльных власти судей. Но, в сложившейся ситуации, легитимность решений этого нового состава суда окажется под вопросом. Не исключено, что с целью оказания давления на А. Тупицкого, уголовные дела против отстранённого главы КСУ будут множиться, пока он добровольно не уйдёт с должности.

1 https://hubloid.com.ua/society/sud-razreshil-obyski-u-otstranennogo-glavy-ksu-tupitskogo-smi.html

5. Сотрудники СБУ провели обыски в бизнес-центре И. Коломойского.

Вечером 22 апреля сотрудники Службы безопасности Украины провели обыски в киевском бизнес-центре «Миллениум»1, где расположен офис олигарха Игоря Коломойского. Отмечается, что обыск связан с делом "Центрэнерго". Служба безопасности Украины расследует растрату имущества ПАО "Центрэнерго" на сумму почти 225 миллионов гривен.
Накануне генпрокурор Ирина Венедиктова подписала четыре разрешения на обыски - по количеству расположенных в здании ТРЦ приемных народных депутатов из орбиты олигарха Игоря Коломойского: Игоря Палицы, Максима Бужанского, Александра Дубинского и Ольги Василевской-Смаглюк.
Сам олигарх отметил, что узнал о следственных действиях из СМИ. Игорь Коломойский и ближайшие члены его семьи ранее попали под санкции США. Украинского олигарха обвиняют в отмывании преступных доходов на территории США. Ранее людей Коломойского отстранили от руководства компанией «Центрэнерго», а в США некоторые его активы подверглись конфискации.

Данные события свидетельствуют о том, что западные партнёры оказывают давление на украинскую власть в плане «деолигархизации» с целью лишить украинский крупный капитал ключевых активов и влияния на украинскую политику. Под этим предлогом происходит и избирательная зачистка властью политических и экономических конкурентов, а также перераспределение сфер влияния.

1 https://www.epravda.com.ua/rus/news/2021/04/23/673287/

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА.

Кратко:

На уходящей неделе продолжили развиваться две тенденции, которые будут существенно влиять на международную политику в обозримой перспективе.

Первая из них – намерение глобалистской части западных элит навязать остальному миру «климатическую» повестку с целью удержать развитие промышленности за пределами «стран золотого миллиарда». В рамках попыток достижения этой цели, американской стороной был организован международный климатический саммит. Впрочем, Россия и Китай в ходе него продемонстрировали, что намерены трактовать «климатическую» повестку исключительно в духе своих национальных интересов (например, для РФ актуально увеличение добычи газа и производства из него «экологического» водорода).

Вторая тенденция – усугубление американо-российского противостояния. Первый замглавы Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев уже открыто сравнивает нынешнюю ситуацию с прошлой Холодной войной, тем самым давая понять, что Москва не намерена принимать условий американских ультиматумов и готова к продолжению всеобъемлющей конфронтации.

1. Инициированный США климатический саммит.

Состоявшийся 22-23 апреля климатический саммит стал первым крупным международным мероприятием, инициированным и проведённым при президенте США Джозефе Байдене. Экологическая повестка, очевидно, становится одной из ключевых в международных отношениях, при этом великие державы руководствуются при её продвижении в первую очередь собственными национальными интересами.

Сам формат прошедшего климатического саммита не подразумевал подписание какого-либо итогового документа, а потому все его участники ограничивались преимущественно общими заявлениями. Изменения климата, очевидно, существуют, при этом к оценке их причин и роли в них человека можно подходить по-разному.

Тем не менее, последние пару лет страны Запада, в частности, глобалистская часть американской и европейской элиты, весьма интенсивно продвигают собственную экологическую повестку. Представляется, это связано с недобросовестной экономической конкуренцией и стремлением западных стран обеспечить себе преференции на мировом рынке, сдерживая развитие стран «мировой периферии» при помощи внедрения механизмов ограничения выбросов парниковых газов (а значит, и ограничения промышленного производства).

В частности, об этом говорит стремление ввести так называемый «углеродный налог», который будет рассчитываться исходя из того, какой вред был нанесён окружающей среде при производстве того или иного товара. По всей видимости, это станет инструментом конкурентной борьбы Запада в первую очередь с Китаем, как мировой фабрикой.

Осознавая это, КНР и Россия выступают с альтернативной повесткой, направленной на более всеохватывающее понимание экологии и природоохраны1. Так, в условиях существующей угрозы от углекислого газа увеличивается запрос на атомную энергетику и природный газ, что является конкурентным преимуществом России. В среднесрочной перспективе увеличится роль экологически чистого водорода в производстве энергии, что также может перевернуть рынок традиционных энергоресурсов.

В целом, тема экологии явно будет одной из осевых в повестке международных отношений в ближайшее время. Для Украины это может служить одним из инструментов борьбы глобалистских либеральных элит с олигархами как представителями своего рода национальной (отчасти – промышленной) элиты.

1 https://globalaffairs.ru/articles/povorot-na-zelyonyj/

2. Послание Владимира Путина Федеральному собранию и сопутствующие события.

Послание российского президента Владимира Путина Федеральному собранию хотя и было посвящено преимущественно внутренним социально-экономическим условиям развития России, обозначило и текущие подходы РФ к международным отношениям. Прямо на называя оппонентов, Путин отчётливо дал понять, что новая холодная война между Россией и коллективным Западом будет продолжена.

Вопреки изначальным прогнозам аналитиков, Путин в своём послании не говорил о признании «ЛДНР», углубления интеграции с Беларусью или решительном отходе от международных расчётов в долларах. Напротив, порядка 95% речи российского лидера было посвящено решению внутренних социально-экономических проблем. В рамках общемирового тренда на большую социальную справедливость и за полгода до выборов в Госдуму, президент РФ объявил о новых программах помощи беременным, молодым матерям, детям и т.д. Также были озвучены меры по поддержке малого и среднего бизнеса, завершении цифровизации государственных услуг, увеличении количества бюджетных мест в вузах, развитии инфраструктуры в регионах и ограничении вредных выбросов1.

Вопроса Украины как таковой Путин практически не касался, упомянув её лишь в контексте событий 2014 года и свержения Виктора Януковича. Однако, российский президент процитировал «Книгу джунглей» Редьярда Киплинга, сказав, что «Шерхана, крутятся всякие мелкие Табаки». Путин, очевидно, подразумевал, что малые и средние государства, такие как Украина и Чехия, выстраивают свою антироссийскую политику следуя в фарватере США и находясь в их зоне геополитического влияния.

Ключевым посылом российского президента стало предостережение о недопустимости перехода врагами РФ «красной черты», причём, где она будет проходить, решать, по его словам, будет сама Россия2. Очевидно, такое заявление следует воспринимать как фактический отказ от примата международного права и открытое постулирование приоритета национальных интересов.

Данный тренд всё больше усиливается в последнее время и несомненно, все великие державы выстраивают свою политику исходя из него. В этих условиях, новая холодная война между Россией и Западом, равно как и усиление новых, незападных акторов международных отношений, будут способствовать турбулентности мировой системы, что обострит все существующие и перспективные конфликты.

1 https://www.interfax.ru/russia/762413

2 https://www.rbc.ru/rbcfreenews/607ffccc9a794713e5f03745

3. Продолжение американо-российской конфронтации.

Продолжающаяся конфронтация между Соединёнными Штатами и Россией вынуждает последнюю предпринимать всё новые усилия по внутренней консолидации, одновременно декларируя готовность к выстраиванию более спокойных и прагматичных отношений Западом.

На прошедшей неделе, российские власти начали оказывать давление на несистемную либеральную оппозицию. Московский городской суд принял иск прокуратуры о признании Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального экстремистской организацией. По версии российских правоохранителей, Фонд занимается формированием условий для дестабилизации социальной и общественно-политической ситуации в стране. Ранее ФБК был признан иностранным агентом. Помимо этого, российский Минюст внёс оппозиционное издание «Медуза», работающее из Латвии и финансируемое Михаилом Ходорковским, в реестр иностранных агентов1.

Одновременно, к посланию президента Путина, ФБК готовил ряд провокаций, которые, впрочем, не увенчались успехом. Сначала Алексей Навальный объявил голодовку, а затем его лечащие врачи громко заявляли о том, что оппозиционер при смерти. К сообщениям о страданиях Навального и посланию Путина, очевидно, ради создания соответствующего негативного имиджа на Западе, ФБК организовал митинги в ряде российских городов, которые, однако, собрали довольно мало участников и завершились сравнительно мирно, не смотря на более 1800 задержанных по их итогам.

Ранее, спецслужбы России и Белоруссии разоблачили заговор с целью убийства белорусского президента Александра Лукашенко. Хотя сами заговорщики оказались второстепенными представителями протестной интеллигенции предпенсионного возраста, они действительно весьма подробно обсуждали планы по свержению власти и убийству главы Белоруссии.

Таким образом, в России и лояльной ей Белоруссии происходит постепенное ограничение влияния несистемной поддерживаемой Западом оппозиции, которая может быть использована для дестабилизации ситуации в стране накануне парламентских выборов в РФ осенью этого года и дестабилизации обстановки в союзной республике.

На фоне разворачивания российско-американской конфронтации, продолжается интеграция России и Беларуси в рамках Союзного государства. Так, 22 апреля А. Лукашенко и В. Путин, в ходе личной встречи, обсудили промышленную кооперацию, сотрудничество в сфере энергетики и медицины, а также взаимодействие в высокотехнологичных областях2. Таким образом, можно заключить, что сотрудничество между Москвой и Минском укрепляется не только в сфере обороны и безопасности, но и в сфере экономики.

В контексте американо-российского противостояния, нтересно обратить внимание на вышедшую в издании РИА Новости статью Дмитрия Медведева, бывшего президента России, экс-премьер-министра, а ныне — первого заместителя главы Совета Безопасности РФ. В «Невыученных уроках истории» Медведев апеллирует к опыту Холодной войны и наиболее яркому её эпизоду — Карибскому кризису, поставившему мир на грань ядерной войны. Он отмечает, что в то время между великими державами существовали каналы общения, взаимное уважение и осознание фатальности открытой конфронтации3.

По мнению Медведева, завершение Холодной войны, оставившее США в роли единственной сверхдержавы, придало Вашингтону излишнюю самоуверенность и затруднило выстраивание адекватной внешней политики. В новом мире усиливающихся великих держав и эрозии лидерства Соединённых Штатов, последние уже не могут в одностороннем порядке навязывать свою волю мировому сообществу. В этих условиях, Медведев предлагает США ещё раз осознать роковую опасность конфронтации с Россией, выстроить прямую связь с российским руководством и, самое главное, быть готовыми пойти на компромиссы.

Открытое сравнение нынешней ситуации с Холодной войной XX века, сделанное экс-премьером – это прямой и недвусмысленный сигнал о том, что Россия не намерена принимать условия американских ультиматумов и готова к длительной конфронтации непрямыми средствами, включающей в себя информационную войну, экономическую войну, санкционную войну, прокси-войны в разных уголках земного шара, а также – идеологическое и ценностное противостояние.

1 https://www.vtimes.io/2021/04/23/minyust-vnes-meduzu-v-spisok-inoagentov-a4665

2 https://ria.ru/20210422/peregovory-1729553645.html

3 https://ria.ru/20210423/diplomatiya-1729522868.html

ЭКОНОМИКА.

Кратко:

Крупнейшие украинские госкорпорации и банки демонстрируют убыточность, что может свидетельствовать о планах по их возможной приватизации в будущем. Частные горнодобывающие компании, напротив, прибыльны, и Кабмин решил внести изменения в Налоговой кодекс дабы увеличить поступление налогов в бюджет за их счет. Не исключено, что изменения будут приняты вместе с лазейками для их обхода, таким образом став очередным поводом для пиара действующей власти, но не улучшив ситуацию с покрытием ежегодного бюджетного дефицита.

1. Отсутствие покупателей ПриватБанка как следствие политики власти.

16 апреля глава НБУ Кирилл Шевченко заявил о планах выставить ПриватБанк на продажу1. Еще в 2018 году, Кабмин оценил стоимость банка в 40-65 млрд. гривен к 2022 году2. С момента национализации ПриватБанка в декабре 2016 года, государство Украина потратило 155,4 млрд. гривен на его докапитализацию. То есть, государство изначально планировало продать ПриватБанк в 2,5 раза дешевле, чем сумма докапитализации в 2016-2017 гг. Несмотря на это, потенциальных покупателей отпугивают около 100 судебных дел между ПриватБанком и Игорем Коломойским3. Старые проблемные кредиты дополнились новыми за время локдаунов. Банк не располагает широким спектром продуктов, за исключением пакета ОВГЗ, внесенного в ПриватБанк Кабмином. Сеть отделений банка слишком обширна, и за счет этого, прибыль от комиссионных платежей не столь высока, как могла бы быть. После национализации, ПриватБанк потерял технологическое лидерство на рынке (инициативу перехватили такие банки как Universal Bank и его продукт Монобанк, которым занимаются бывшие топ-менеджеры ПриватБанка). Каждый новый локдаун увеличивает объем неплатежей, нанося дополнительный удар по банку. В конце марта, нерезиденты начали продавать ОВГЗ и выводить деньги из страны в опасении начала новой горячей фазы войны на Востоке. Пример “Мотор Сич” также негативно влияет на привлекательность любых украинских активов, потому что инвесторы видят, что они могут так и не получить, то за что заплатили, если это окажется политически невыгодным украинской власти.

Теоретически, ПриватБанк мог бы быть выкуплен ЕБРР, но даже эта структура опасается рисков. По информации “Страны”, Европейский банк реконструкции и развития планирует приватизировать Ощадбанк. На данный момент, ЕБРР хватает влияния на Райффайзен Банк Аваль и Укрсиббанк. Теоретически, покупателей ПриватБанка можно было бы искать в странах Персидского залива, но даже их будет тяжело убедить купить столь проблемный актив.

 

1https://strana.ua/news/328589-privatbank-po-kotoromu-prokhodjat-sudebnye-protsessy-skoro-vystavjat-na-prodazhu.html

2https://economics.segodnya.ua/economics/enews/kabmin-podschital-stoimost-privatbanka-k-2022-godu-1162510.html

3 https://strana.ua/finance/328982-ukraina-khochet-prodat-privatbank-v-chastnye-ruki.html

2. "Антиахметовский" законопроект по увеличению ренты на добычу железной руды.

19 апреля министр финансов Сергей Марченко в интервью изданию “Левый берег” признался, что готовятся изменения в Налоговый кодекс, которые позволят закрыть лазейки касательно уклонения от уплаты налогов1.

Офис Президента вынужден покуситься на бизнес-империю Рината Ахметова из-за острой потребности наполнять бюджет, особенно ввиду отсутствия транша МВФ2. Бюджет Украины может получить дополнительно 3 миллиарда гривен. Если парламент проголосует за изменения в Налоговый кодекс, добытчики железной руды станут платить 11-12% налога не от себестоимости, а от ее мировой цены.

Возможными лазейками по обходу новых норм могут стать положения о проценте железа в руде. На мировом рынке торгуется руда с 58-процентным содержанием железа, в то время как украинские изменения в Налоговый кодекс будут касаться руды с 62-процентным содержанием железа3.

1 https://lb.ua/economics/2021/04/19/482688_sergey_marchenko_v_problema.html

2 https://www.epravda.com.ua/rus/publications/2021/04/22/673237/

3 https://www.epravda.com.ua/rus/news/2021/04/22/673242/

3. S&P снизило кредитный рейтинг Укрзализныци.

Международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings понизило кредитный рейтинг "Укрзализныци" с уровня "В-" до "ССС" в связи с увеличением рисков рефинансирования1.

По сути, рейтинговое агентство “делает подножку” или “толкает в пропасть” Укрзализныцю, которая и так рискует не выплатить долг до 30 мая 2021 года, а понижение кредитного рейтинга лишь усугубляет ситуацию вокруг Укрзализныци, не позволяя ей привлечь новый кредит или рефинансировать старый. Понижение кредитного рейтинга лишь понижает стоимость предприятия, делая его приватизацию еще более вероятной. Важный момент: Укрзализныця должна АО “Сбербанк” сумму в 116 миллионов долларов.

В итоге, понижение кредитного рейтинга УЗ способствует доведению предприятия до банкротства и выставлению его на продажу. Дополнительно, банкротство УЗ будет означать, что АО “Сбербанк” не получит обратно свои 116 миллионов долларов. Таким образом, власть может “поймать двух зайцев сразу”: и довести УЗ до банкротства, и лишить российское АО “Сбербанк” возможности получить свои деньги обратно.

 

1 https://www.epravda.com.ua/rus/news/2021/04/22/673239/index.amp

4. Нафтогаз фиксирует почти 12 миллиардов убытков за 2020 год. Убытки ДПЗКУ.

 

По итогам 2020 года, НАК "Нафтогаз Украины" получил 36,93 миллиарда гривен совокупного убытка по сравнению с 9,9 млрд. грн. совокупного дохода за 2019 год1. В 2020 году чистый доход от реализации продукции составил 121, млрд. грн., а себестоимость продукции – 121,9 млрд. грн. Следовательно, валовой убыток от операционной деятельности составил 0,8 млрд. грн.

В 2019 году от продажи продукции НАК получил на треть больше – 178,35 млрд. грн., себестоимость составила 147,31 млрд. грн. Таким образом госпредприятие получило 31 млрд. грн. прибыли в 2019 году. В частности, в тот год "Нафтогаз" до проведения анбандлинга получил от транспортировки газа по контракту с "Газпромом" 33,5 млрд. грн.

До уплаты налогов, убыток "Нафтогаза" в 2020 году составил 11,95 млрд. грн. Чистый убыток компании от операционной деятельности 2020 года снизился до 17,33 млрд грн по сравнению с прибылью в 50,66 млрд. грн. в 2019 году. Эти финансовые показатели учитывают 32,2 млрд грн компенсации от правительства за продажу газа для нужд населения на условиях ПСО, которую НАК получил в декабре 2020 года, и 68 млрд. грн. компенсации от "Газпрома" по судебным искам, 2019 года.

Компания также дополнительно получила 20,36 млрд. грн. убытков от участия в капитале ассоциированных и совместных предприятий в 2020 г. В 2019 году эти убытки составили 40 млрд. грн. Таким образом, совокупный убыток НАК "Нафтогаз Украины" в 2020 году составил 36,93 млрд. грн. по сравнению с доходом за 2019 год в сумме 9,9 млрд. грн. Впоследствии, глава "Нафтогаза" Андрей Коболев отреагировал на опубликованную ЭП информацию. Он заявил, что компания не имеет права комментировать финансовые показатели до официального обнародования отчетности. "Нафтогаз" по итогам 2020 года ожидает получить убыток в 11,8 млрд. грн. - при этом ранее ожидалась прибыль в 11,5 млрд. грн.2. Примечательно, что такую же суму убытков – 12 млрд. грн. - за 2020-й год зафиксировала и «Укрзализныця».3

Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины (ГПЗКУ) также демонстрирует убытки на протяжении последних трех лет. В 2020 году - 5,8 миллиардов гривен убытков, в 2019 году - 1,54 миллиардов, в 2018 году - 1,494. Падает доход от реализации продукции. За 2020 год, Укрэнерго задекларировало убытков на сумму в 27,5 миллиардов гривен.

Систематические убытки вместо прибыли свидетельствуют либо об абсолютной профессиональной непригодности руководства Нафтогаза, либо госкорпорация попросту превратилась в кормушку, из которой разворовываются средства, и у Андрея Коболева нет ответа, почему компания постоянно несет убытки вместо принесения прибыли. Похожая ситуация наблюдается в ГПЗКУ и Укрэнерго. Госкорпорации несут систематические убытки, превратившись в коррупционные кормушки для руководства, и государство предпринимает слабые попытки изменить ситуацию. В 2020 году, правда, был проведен аудит Нафтогаза, но Коболев не понес никакой ответственности за обнаруженные нарушения.

Вполне возможно, что нынешняя «убыточность» ключевых госкомпаний является искусственной - технологией подготовки их к приватизации – формальной или неформальной.

 

Под редакцией:

Руслана Бортника,

Даниила Богатырёва.

Авторы:

Даниил Богатырёв,

Максим Семёнов,

Оксана Красовская,

Андрей Тимченко.